Детская музыка середины XIX — начала XX веков
До 20 сентября в концертном зале отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ открыта для ознакомления экспозиция «Музыка в жизни ребёнка. Выставка нот и книг по музыке для детей». О том, почему была выбрана эта тема и почему она так важна, рассказывает заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей Алла Алексеевна Семенюк.
Детская музыка — тема «вечная». К созданию произведений для детей обращаются практически все композиторы. И это неудивительно, потому что музыка органично входит в мир ребенка с самого раннего детства. Достаточно вспомнить колыбельные песенки и музыкальные считалочки, музыкальные игры и сказки, детские оперы. Главный аспект тематики связан с образовательной и воспитательной функцией. Напомним, что музыкальное образование в России, начиная с древних времен, отличалось самобытным характером, и к нему всегда был интерес. В число учебных предметов, обязательных для индивидуального и группового обучения, входила музыка (пение). Однако, имея глубокие корни, статус самостоятельного и многопланового направления в искусстве детская тема получила сравнительно недавно.
В XIX веке, особенно в его второй половине, закладываются традиции детской музыки, получившие развитие в ХХ и начале XXI века: формируются образы, тематика, жанры детской музыки, музыкальный язык
Многие композиторы второй половины XIX века обратились к сочинению пьесок и песенок для детей и составлению сборников для разных ступеней образования. Эти же композиторы и составители сборников писали руководства и методики в помощь обучения детей музыке. Среди них — Алексей Николаевич Карасёв, Александр Андреевич Архангельский, Василий Фёдорович Комаров и многие другие.
В дореволюционной России весьма популярным было первоначальное домашнее обучение музыке детей самого малого возраста, поэтому наиболее любопытны издания — Школы игры, Сборники детских пьес и другие, которые служили руководством в первую очередь для матерей. Например, «Элементарная школа для фортепиано», составленная Брассером и Иотти, представлена как «Сокровище для матерей семейств» и посвящена государыне императрице Марии Александровне, супруге Александра II. Нельзя недооценивать роль Марии Александровны в проведении реформы образования. При ней заработали два высших учебных заведения, около 40 гимназий, более 150 образовательных учреждений низшей ступени; она не раз подчеркивала необходимость учить детей искусствам — умению рисовать, музицировать, сочинять стихи. В предисловии к изданию 1871 года (Москва, П. Юргенсон) можно прочитать следующие слова: «При составлении настоящей элементарной школы музыки и фортепиано, мы поставили себе задачей найти такой метод первоначального преподавания, по которому каждая мать семейства, знающая
Нередко составители сборников особо подчеркивали предназначение своего труда такими ремарками, например, как «сборник детских пьес для поощрения любви к музыке и развития вкуса», «собрание легких пьесок для детей, составленных из любимых мотивов с целью возбудить в малютках охоту к музыке» или «посвящается добрым матерям, которые намерены сами учить своих детей первым началам фортепианной игры».
Также интересны предисловия в нотах, где
Эти надписи говорят нам о духе и культуре того времени.
Цель выставки — показать музыкальное окружение ребёнка, разнообразное по жанрам и яркое по звучанию, представить по возможности полную картину развития детской тематики в русской музыке второй половины XIX — начала XXI веков. В исторической последовательности в экспозиции представлены сборники песен, пьесок, музыкальных азбук, разнообразные учебные хрестоматии и методические издания, детские оперы, балеты, мюзиклы, книги, грампластинки, CD.
Впервые в РГБ демонстрируется уникальный и ценный экземпляр — «Новейшая полная школа игры или Самоучитель для гуслей» Федора
В экспозиции представлен редкий сборник «Дети за фортепиано: собрание 25 маленьких пьес в 4 руки», аранжированных М. Бернардом (
Помимо игры на музыкальных инструментах, дети обучались пению. Многие современные
Основное внимание среди демонстрируемых нот XIX века привлекают сочинения для детского музыкального театра, который был одним из интереснейших направлений в
Либретто некоторых из опер связаны с именем Александра Александровича
В советское время в детскую музыку пришли замечательные композиторы — Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953), Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975), Исаак Осипович Дунаевский (1900—1955), Дмитрий Борисович Кабалевский (1904—1987) и многие другие. Музыкальному воспитанию подрастающего поколения советские композиторы уделяли большое внимание. Появляются новые жанры детской песни — шуточные, походные, лирические, детские балеты, мюзиклы, кантаты. Советскими композиторами написаны тысячи песен для детей. Жанр детской советской песни развивался стремительно. На выставке можно увидеть замечательные циклы песен, написанные на стихи любимых детских поэтов Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова. Среди лучших песен военных лет о юных героях, о труде в тылу, о дружбе выделяется сборник «Боевые песни ребят» (Москва, 1942). В него вошли песни Михаила Иорданского, Иосифа Ковнера, Михаила Красева.
В ХХ веке продолжают издаваться всевозможные
Развитие
Интересен цикл фортепианных пьес «Рояль в детской»
Экспозиция демонстрирует и детский балет. Это особенный жанр, где классические «па» сочетаются с пластикой бытового танца, где много юмора, гротеска и лирики. Именно таким получился балет Карэна Суреновича Хачатуряна (1920—2011) «Чиполлино», написанный по сказке Джанни Родари. За создание этого балета его авторы были удостоены Государственной премии СССР, а сам балет был поставлен во многих театрах Советского Союза и собирал полные залы детей и их родителей.
Развитие оперного жанра в советской России по праву связывают с именем замечательного детского композитора Михаила Ивановича Красева (1897—1954). Им написано 10 детских опер. Среди них на выставке можно увидеть
На выставке представлены звукозаписи популярных детских коллективов. Это Детский хор института художественного воспитания детей, которым руководил профессор Московской консерватории Владислав Соколов и знаменитый ансамбль песни и танца имени В.Локтева.
Некоторые ноты, вошедшие в экспозицию, выглядят довольно скромно, а некоторые украшены рисунками, связанными с содержанием музыкальных произведений. Большинство рисунков выполняли те гравёры, которые работали над нотным текстом, но иногда привлекались известные художники, о которых уже говорилось выше. Издания, отличавшиеся удачными приёмами оформления и продуманной концепцией, благодаря чему и создавался гармоничный визуальный облик, конечно же, привлекали внимание родителей и ребёнка.
На выставке, кроме нот и книг по музыке для детей, представлены грампластинки и
Благодаря выставке преподавателям, исследователям и всем, кому важна тема музыки для детей, предоставляется возможность познакомиться с лучшими и интереснейшими изданиями из фондов Российской государственной библиотеки.